1. Компакт или весло?
Подвесные лодочные моторы «Аллигатор» конструкции «весло» обладают прекрасной проходимостью, простотой конструкции и надежностью. Управлять ими удобнее стоя, т.к. в этом положении легко компенсировать давление на рукоятке к полу при работе мотора. Кроме того, весла имеют более длинную рукоятку-румпель, чем у серии компакт, что несколько осложняет управление этим мотором сидя. Весла более удобны при движении в сложных условиях. При обнаружении препятствия или наезде на него винт легко приподнимается из воды и без сброса газа. При возникновении необходимости приподнять на ходу из воды винт компакта, например при обнаружении препятствия, необходимо сбросить газ, чтобы исключить толкающую силу винта, противодействующую подъему из воды дейдвуда. В следствие этих особенностей, винты на веслах менее подвержены повреждениям при ударах о препятствия во время движения.
Моторами серии компакт удобно управлять как в положении сидя, так и в положении стоя. Благодаря отсутствию момента сил, приподнимающего винт из воды при движении, нет необходимости тратить усилия на его компенсацию. Компакты удобны при прохождении больших расстояний. При управлении ими затрачивается меньше физических усилий. Достоинством компакта по отношению к моторам конструкции «весло» является его меньшая длина, что облегчает транспортировку и хранение.
Необходимо отметить несколько более высокие динамические показатели моторов весло по сравнению с компактами, что вызвано большим удалением винта от транца лодки. Кроме того, на килеватых лодках, имеющих большую осадку, чем специализированные плоскодонные лодки, нижняя часть корпуса компакта может находиться в воде и оказывать дополнительное сопротивление движению, что ухудшает скоростные характеристики мотора в таком сочетании с лодкой.
2.Чем хорош вариатор?
Применение вариаторов в качестве трансмиссии на лодочных вездеходных моторах «Аллигатор» добавляет ряд преимуществ.
1. Нет необходимости точного подбора винта по диаметру и шагу. Можно ставить заведомо более тяжелый винт, обладающий большей эффективностью в чистой воде. Вместе с тем, при прохождении травы, илистой взвеси, т.е. при работе в более вязких условиях, вариаторный мотор увеличит крутящий момент на винте, одновременно снизив скорость его вращения, и при этом позволит двигателю работать в оборотами, обеспечивающими максимальную отдачу. Благодаря этому мотор не заглохнет, даже с большим винтом.
2. У вариаторного мотора «Аллигатор» есть нейтраль. Т.е. на холостых оборотах винт не вращается, а при увеличении газа автоматически приходит в движение.
Это обеспечивает легкий запуск мотора с погруженным в воду винтом. Отсутствует необходимость при кратковременных остановках поднимать винт из воды или глушить мотор.
Подробнее ознакомиться с устройством вариатора Вы можете здесь.
3. Дизельный или бензиновый?
Дизельные моторы обладают превосходной тягой, что позволяет их использовать на сильно загруженных лодках. Отменная экономичность делает дизель привлекательным при дальних переходах. В регионах, где имеется дефицит бензина при доступности дизельного топлива, дизельные подвесные лодочные моторы просто незаменимы.
Вместе с тем необходимо учитывать больший вес дизельных моторов в сравнении с бензиновыми, большие усилия, необходимые при ручном запуске мотора и более высокую шумность при работе.
4. Какой мощности «Аллигатор» приобрести?
При выборе мощности болотохода необходимо учесть ряд факторов и закономерностей.
С увеличением мощности мотора растет не только его стоимость , но и вес. Нет пропорциональной зависимости между ростом мощности и увеличением скорости лодки, т.к. скорость зависит от многих факторов: веса лодки, особенностей ее конструкции, правильностью загрузки и т.д.
Наилучшие скоростные показатели достигаются на плоскодонных лодках.
Проходимость еще меньше зависит от мощности мотора, чем скорость лодки. Например, лодка с более мощным мотором с большим диаметром винта может не пройти на мелководье, где легко пройдет с мотором 6,5 л.с. с маленьким винтом. Кроме того, менее мощный и, как следствие, легкий мотор меньше загрузит корму лодки и уменьшит ее осадку, что делает такой тандем еще более проходимым.
Для ориентира приведем некоторые скоростные показатели, достигаемые на плоскодонной лодке типа джонбот 3,2 м с одним человеком и 40 кг груза на борту:
6,5 л.с. компакт — 14 км/ч;
9 л.с. компакт — 18 км/ч;
14 л.с. компакт — 24 км/ч;
6 л.с. компакт дизель — 14 км/ч;
9 л.с. весло — 21 км/ч;
10 л.с. весло дизель — 18 км/ч.